В последнее время в профессиональном сообществе СРО идет дискуссия на тему регулирования рынка жилищных и коммунальных услуг. Какую модель регулирования ЖКХ выберет власть — лицензирование или саморегулирование?
Этот вопрос остается до сих пор открытым. 26-27 ноября 2013 года в Гостинице «Рэдиссон Славянская», г. Москва, состоялся Национальный Конгресс «Современные подходы к модернизации и управлению жилищно-коммунальным хозяйством в России», при поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Правительства Москвы, Экспертного Совета Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В мероприятии приняли участие представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законодательной и исполнительной ветвей власти Российской Федерации, руководителей субъектов федерации, органов местного самоуправления, СРО, Управляющих и обслуживающих организаций, биллинговых компаний, научно-исследовательских и консалтинговых компаний, занимающихся проблемами управления и обслуживания многоквартирных домов.
Одной из тем для обсуждения стал вопрос, который сейчас волнует многих профессионалов СРО-сообществ — будет саморегулирование или все-таки произойдет переход на лицензирование?
Докладчики озвучили как положительный, так и отрицательный опыт саморегулирования в России.
Конгресс открылся с выступления руководителя Рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при Правительстве РФ, исполнительного директора НП «ЖКХ Развитие» Андрея Чибиса. На котором он подчеркнул, что Правительство РФ сегодня выбрало курс на лицензирование в отрасли ЖКХ и отметил, в дальнейшем возможен переход на саморегулирование. Андрей Чибис на протяжении всей дискуссии активно отстаивал свою точку зрения, говоря о том, что на данном этапе лицензирование отрасли необходимо. Но как отмечают эксперты Национального объединения саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью (НОСО УН), автор законопроекта о лицензировании деятельности УК Андрей Чибис не просчитал экономической составляющей такого перехода отрасли. Помимо министерства, придется создавать службу, а к ней территориальные подразделения по всей стране — это более 80 субъектов федерации, что означает немалые вливания средств из государственного или региональных бюджетов. Кроме того, лицензирование не исключает высокую коррупционную составляющую, в данном тексте законопроекта этот вопрос никак не решен.
Как заметила Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева, у лицензирования и саморегулирования есть свои плюсы и минусы. Но у саморегулирования есть одно преимущество — финансовая ответственность коллег, т. е. для покрытия убытков при причинении вреда здоровью, жизни заказчика, используется компенсационный фонд. При лицензировании — непонятно, каким образом будут осуществляться выплаты. Кроме того, Елена Николаевна подчеркнула, что создание нового лицензионного аппарата предполагает использование больших средств из Федерального бюджета.
Сопредседатель Совета РСПП по развитию саморегулирования, Вице-президент НОСО УН Виктор Плескачевский выступил за саморегулирование, отметив, что будет лицензирование, или не будет, регулирование все равно будет, и тот, кто говорит в пользу лицензирования, вообще не понимает регулирования как такового. В выступлении он обозначил четыре цикла регулирования: первый цикл — установление требований к объекту или субъекту; второй цикл — предоставления статуса, не имеешь его, не имеешь права этим заниматься; третий — контроль за тем, чтобы организация соответствовала этим требованиям; четвертый — санкционирование, то есть, что с ней сделаете, если не соответствует. «Начинайте с того, что помогайте чиновникам принимать правильные решения. — отметил в заключении Виктор Плескачевский, — Хватит славословия, и поймите, что проблема ЖКХ не имеет коротких решений, потому что очень много чего натворили за последние 25 лет.»
Идею саморегулирования поддержала ведущий эксперт в области развития и финансирования ЖКХ, бывший руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РФ Ирина Булгакова, а также более десятка представителей саморегулируемых организаций, выступивших на Конгрессе с докладами.
По результатам острой дискуссии на тему перспектив саморегулирования в России в целом, большая часть участников мероприятия пришла к единому выводу — саморегулирование, как правовое явление в России должно быть.
Отметим, на сегодняшний день в Росреестре насчитывается более 100 СРО управляющих компаний. Сам процесс саморегулирования в отрасли начался с 2009 года на добровольной основе, за это время накоплен огромный опыт, показавший свою эффективность и способность замещения функций государственного контроля.
Вопрос о саморегулировании до сих пор остается открытым и заслуживает более широкого и глубокого обсуждения, ведь это не предмет легкой и простой беседы, это серьезный процесс, требующий от участвующих в нем мужества, затрат времени, взвешенных решений и ответственности.
Мы обязательно будем продолжать следить за развитием событий и призываем всех профессионалов СРО-сообществ и участников жилищно-коммунальной сферы задуматься, а стоит ли заново наступать на те же грабли, возвращаясь к лицензированию? Прошлое остается прошлым, мы можем только извлекать из него уроки, не терять времени, бесконечно возвращаясь к ошибкам или упущенным возможностям.
За прошлое не цепляются — от прошлого отталкиваются, ведь любая ошибка в прошлом простительна, если в настоящем вы делаете все, чтобы ее больше не повторять.
Источник: Пресс-служба НОСО УН